Осведомлен - значит вооружен!
Информация для родителей
Учреждениями образования, здравоохранения и иными заинтересованными ведомствами проводится систематическая работа, направленная на профилактику аутоагрессии, саморазрушающего и деструктивного поведения. Однако, работа служб может быть эффективной только в тесном сотрудничестве с семьей.
Исследования показывают, что большинство всех суицидальных попыток несовершеннолетних связано с дезадаптацией, семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, неуспешностью, проблемами со здоровьем, отсутствием морально-этических ценностей, алкоголизмом и наркоманией среди подростков.
Профилактика суицидов среди несовершеннолетних является предметом особого внимания Правительства Республики Беларусь, носит межведомственный характер и является составной частью повышения демографической безопасности государства.
Общие признаки риска:
- Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда человек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.
- Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и т.п. Но когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги. Существуют веские свидетельства, что подобные эмоциональные колебания являются предвестниками смерти.
- Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый разговор с человеком.
- Агрессивность. Многим актам самоповреждения предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом подростка обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение. Вместо понимания человек добивается осуждения со стороны товарищей.
- Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.
- Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться человеку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.
- Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться скрыть под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.
- Угроза. Любое высказанное стремление уйти из жизни должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях нельзя допускать черствости, агрессивности к суициденту, которые только подтолкнут его к исполнению угрозы. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, консультацию у специалистов.
Предотвратить опасность возможно!
- Открыто обсуждайте семейные и личностные проблемы детей, создайте в семье доверительную и дружественную атмосферу
- Освойте и используйте психологические приемы «активного слушания». То есть учитесь выслушивать и не перебивать ребенка. Чаще беседуйте с ним в сложные периоды жизни.
- Помогайте своим детям ставить реальные цели в жизни и помогайте добиваться их.
- Обязательно содействуйте ребенку в преодолении препятствий и трудностей, дайте почувствовать вашу любовь, заботу и поддержку.
- Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
- Будьте внимательны и, что особенно важно, деликатными с ними.
ПОМНИТЕ!
Самое главное - надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребенку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда. Принятие ребенка таковым, каким он является, принятие его сущности - и есть Любовь в истинном её проявлении.
Всемирный день психического здоровья
Всемирный день психического здоровья имеет свою дату – 10 октября. Отмечается ежегодно с 1992 г.
За прошедшие годы было освещено множество тем, касающихся психического здоровья женщин, детей, жестокости и насилия и т.д. Люди видят важность в поднимаемых вопросах, в осведомленности населения о проблемах, связанных с заболеваниями психики, ощущают реальную помощь от проводимых мероприятий профилактики и лечения таких заболеваний и их предпосылок.
День психического здоровья призван обратить внимание на проблемы, связанные с психическим состоянием человека и поддержки людей с подобными заболеваниями, информировать население о способах укрепления психического здоровья и мерах профилактики заболеваний.
Основными составляющими здоровья психики являются: крепкая нервная система, здоровье ума, тела и духа. Оно не обусловлено лишь отсутствием заболевания. Это состояние комплексного благополучия, позволяющее справиться с любой жизненной трудностью.
Необходимо недопущение наступления состояния, которое может привести к психическому расстройству. Для того, чтобы никогда не пришлось столкнуться с психическими заболеваниями, важно не лечить последствия, а предупреждать и предотвращать возможное наступление недуга.
Правила для поддержания психологического здоровья
- Спорт и правильное питание. Сбалансированный рацион и умеренная физическая нагрузка – залог крепких сосудов, нервной системы и сильного иммунитета.
- Глубокий сон не менее 7-8 часов. Сон способствует быстрому восстановлению организма, а соответственно, большей стойкости к стрессовым ситуациям.
- Хобби, увлечение по вкусу. Неоднократно доказано, что занятие любимым делом заставляет организм выделять «гормон радости».
- Общение с интересными и позитивными людьми. Положительно настроенный человек заряжает окружающих энергией, питая и себя, и других.
- Умение и возможность выговориться. Вредно скрывать негативные эмоции и замыкаться в себе. Накопленные из года в год обиды, недосказанность, непонимание и стресс могут вылиться в серьезные психические расстройства.
- Жить «настоящим временем». Не стоит жить прошлым – его не вернуть. Не нужно жить и будущим – его еще нет, и никто не знает, каким оно будет… Настоящее – вот то, чем стоит наслаждаться в полной мере.
- Оказание помощи. Милосердие делает человека человеком. Дарите друзьям, родным и близким, даже незнакомым людям доброту, советы, реальную помощь. Вы получите в ответ благодарность. А благодарность – это позитивные эмоции.
- Психологическая помощь. В системе здравоохранения республики данный вид помощи осуществляют организации здравоохранения, связанные с охраной психического здоровья.
Во всех областях республики и г.Минске создана и функционирует круглосуточная служба экстренной психологической помощи по «Телефону доверия». Указанная помощь оказывается высококвалифицированными специалистами в области психологии и бесплатно и анонимно.
Республиканский центр психологической помощи 375 17 300-10-06 (анонимно)
Служба экстренной психологической помощи 375 17 311-00-99 (круглосуточно, анонимно, бесплатно)
375 17 270-24-01 (городской) 375 29 899-04-01 (МТС) 375 29 101-73-73 (А1)
"Телефон доверия" для детей и подростков 375 17 263-03-03
Детская телефонная линия 375 801 100-16-11
ГУО "Слуцкий территориальный центр социального обслуживания населения" 2-54-96
Телефон круглосуточного доступа в кризисную комнату 375 25 753 92 93
Как общаться с ребенком без конфликтов
При передаче ребенку ответственности за решение проблем, непосредственно затрагивающих его жизнь, и избежать конфликтных отношений, рекомендуется выполнять следующие условия:
- Спокойная обстановка. Готовность к диалогу с обеих сторон.
- Вести разговор без отвлечений на другие попутные дела, не говорить вполоборота.
- Заранее подготовить высказывание.
- Исключить из него оценки («плохо ведешь себя», «лентяй») и обобщения («никогда», «всегда», «вечно»).
- Говорить о конкретных действиях.
- Говорить о своих чувствах, мыслях, желаниях, чаще используя «я», чем «ты».
- Заверить ребенка в своем дружеском участии в его делах.
- Не превращать в нудную, долгую нотацию.
- Следить за реакцией ребенка.
- Завершить дружеским физическим контактом (обнять, поцеловать, похлопать по плечу).
Правила оказания поддержки ребенку
Поддержка – знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен и касающийся той области, в которой у него в данный момент затруднения (сравнивать ребенка только с самим собой).
Поддержка – это процесс, в котором:
- Взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки
- Помогает ребенку поверить в свои силы и способности
- Помогает избежать ошибок, поддерживает его при неудачах.
Чтобы развить уверенность в ребенке нужно:
- Забыть о прошлых его неудачах
- Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справиться с данной задачей
- Позволить ребенку начать с нуля, опираться на помощь взрослых для достижения успеха
- Помнить о прошлых удачах и почаще к ни возвращаться
Чтобы поддержать ребенка, нужно:
- Опираться на сильные стороны ребенка
- Избегать подчеркивания промахов ребенка
- Показать, что вы удовлетворены ребенком
- Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку
- Уметь помочь ребенку разбить большие задания на мелкие, с которыми он сможет справиться
- Проводить больше времени с ребенком
- Внести юмор во взаимоотношения с ребенком
- Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием
- Уметь взаимодействовать с ребенком
- Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно
- Оказывать помощь, там, где это необходимо
- Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний
- Принимать индивидуальность ребенка
- Проявлять уверенность в ребенке, эмпатию (сочувствие, сопереживание) к нему
- Демонстрировать оптимизм
"Родителям на заметку"
Правило первое.
Уметь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка при этом, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и гак
Правило второе.
Уметь слушать своего ребенка так, как вам бы хотелось, чтоб говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.
Правило третье.
Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление.
Правило четвертое.
Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители – пример для положительного подражания каждый день.
Правило пятое.
Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.
Рекомендации родителям на каждый день
- Говорите сыну или дочери; "Людям должно быть с тобою легко". Не бойтесь повторять это.
- Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: "Ты всегда", "Ты вообще", "Вечно ты".
Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.
- Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
- Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой, не забывайте сказать: "
А все-таки, как хорошо у нас дома".
- Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: "Ты хорош, но не лучше других".
- Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.
- В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.
30 ОБЕЩАНИЙ (себе и ребёнку)
Дети растут очень быстро. Ещё вчера были ползунки и памперсы, сегодня – дневники и плейеры, завтра – институты и самостоятельная жизнь. Мы думаем, что начать правильное воспитание никогда не поздно. Ещё сегодня покричим на ребёнка, а с понедельника начнём на практике применять советы Ушинского и Песталоцци. Но «понедельник» в таких случаях не приходит никогда. Пока ещё не поздно и малыш полностью перед вами - маленький, беззащитный человек. Так давайте попробуем пообещать ему (и себе), что, начиная…нет, не с Нового года, а прямо сейчас, с этой минуты, мы попытаемся вести себя с ним иначе. А для разнообразия выполним хотя бы половину этих 30 обещаний.
- Перестанем делать ребёнку замечания при посторонних.
- Не станем обсуждать проблемы воспитания ребёнка в его присутствии.
- Постараемся не кричать на малыша, особенно если он не сделал ничего ужасного.
- Навсегда запомним, что у каждого ребёнка - своя скорость роста, свои способности и свой, неповторимый рисунок личности.
- Не будем лишний раз просить чужих людей посидеть с нашим детёнышем: если у нас свободное время, значит, ребёнок имеет право хотя бы на половинную его часть.
- Перестанем говорить при ребёнке грубые слова, даже если они кажутся нам вполне пристойными.
- В минуты самых больших шалостей и проказ будем помнить, что перед вами всего лишь ребёнок, а не международный террорист.
- Начнём приучать ребёнка к самостоятельности.
- Прибережём шлепки для самых серьёзных случаев.
- Не будем силком кормить малыша, будем считаться с его личностными вкусовыми пристрастиями.
- Научимся чаще хвалить своё дитя. И будем делать это искренне.
- Иногда – без повода! – возьмём малыша на руки, крепко обнимем и поцелуем!
- На ночь вместо криков «Спать!» в стиле раннего Кашпировского приготовим ребёнку сказку собственного сочинения, где главным 14. героем будет он сам.
- На детский день рождения позовём не своих друзей и родственников, а маленьких приятелей малыша, его двоюродных братиков и сестричек.
- Начнём делать с малышом утреннюю зарядку.
- Будем вместе рисовать красками, и показывать рисунки папе.
- Начнём закалять детёныша.
- Будем следить за чистотой и правильностью его речи так же, как следим за чистотой его одежды.
- Перестанем отдариваться от ребёнка дорогими подарками – будем проводить с ним больше времени.
- Научимся терпеливо слушать своего малыша.
- Заведём специальную тетрадь, в которую станем записывать смешные истории из жизни малыша, а также забавные словечки, маленькие открытия и важные события.
- Не станем идти на поводу у капризов и дурных настроений малыша – научимся говорить «нет»!
- Запретим себе обманывать ребёнка, всегда будем выполнять то, что 24. наобещали, и не обещать заведомо невыполнимых вещей!
- Иногда позволим подурачится и поиграть с ребёнком на равных.
- Перестанем пугать малыша Бабой – Ягой, чужим дядей, бабайкой, милицией и собственным уходом «к другому мальчику».
- Будем отвечать на любые, даже самые каверзные вопросы ребёнка.
- Постепенно начнём приучать малыша к труду: поощрять любую помощь по дому, пусть даже от неё будет больше убытка, чем пользы.
- Заведём семейные традиции: перед сном всей семьёй станем рассматривать альбомы с репродукциями картин великих художников.
- Не будем относиться ко времени, проведённому с ребёнком, как ко времени, потерянному для себя.
- И, наконец перестанем испытывать чувство вины перед ребёнком – лучше исправлять недоработки, чем изнывать от собственного несовершенства!